ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.

Строить свою жизнь следует с учетом объектив­ного представления о себе.

Объектом самопознания являются направлен­ность личности, ее положительные качества и имею­щиеся недостатки, способности, темперамент.

Направленность личности определяет цель жизни и ведущие мотивы поведения человека, отсюда ее функция регулирования, управления всей духовной жизнью людей. Направленность лич­ности — основная черта характера человека, отра­жение всей совокупности присущих ему свойств и качеств, которые составляют сущность и свое­образие личности.

Направленность бывает: а) общественная (уме­ние согласовывать личное и общественное, при необ­ходимости подчинять личное общественному); б) групповая (ориентация на тех, кто рядом, стрем­ление жить как все, как определенная группа лю­дей) ; в ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.) деловая (ориентация на любимое дело, избранную профессию); г) эгоистическая (ориента­ция на себя). По тому, чего хочет человек добиться, зачем ему это надо, мы говорим о нравственности или безнравственности поведения, о виде направлен­ности личности. Чтобы определить вид направлен­ности, надо выяснить: а) жизненные цели, идеалы (кем быть, каким представляю свое будущее, что правится делать: руководить, исполнять, обсуждать, согласовывать, корректировать и др.); б) ценностные ориентации (в какой области считаю себя знатоком, какие блага хочу иметь, какое положение занимать, чего не хватает для удовлетворенности жизнью, самоуважения и чувства достоинства) ; в) ведущие потребности (чего больше всего желаю, устойчивые интересы, привычки, стабильные ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. отношения); г) ве­дущие мотивы поведения (делаю больше для себя или для других).

Чтобы изучить себя, полезно дать характеристику своим ведущим качествам по следующей таблице:

Таблица ведущих качеств личности

Основные качества личности Ведущая деятельность, где они проявляются и формируются Основные признаки наличия у себя качества
1. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
Коллективизм, гуманизм Общение Товарищеская взаимопомощь, забота о людях всегда и везде
Трудолюбие Учение и труд Потребность в труде, ответственность за по­рученное дело
Честность Отношение к себе и другим Искренность, доверие, самокритичность, верность данному слову
Нетерпимость к безнравственности Все виды деятельности Неприятие аморальных явлений, борьба со злом во всех его проявлениях.
2. УМСТВЕННЫЕ ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. КАЧЕСТВА.
Самостоятель­ность ума (со­образитель­ность) Познавательная дея­тельность: а) исследование б) познание жизни, опыт в) учение, самообразо­вание Нестандартность мышления, творче­ский ум
Объективность ума Все виды деятельности Умение видеть глав­ное, точность знаний
Любознатель­ность Потребность во впе­чатлениях, в новой ин­формации
Эрудирован­ность Осведомленность, развитие познава­тельных способностей.
3. Волевые качества
Самостоятель­ность Общение и труд Всесторонняя регуля­ция поведения (ак­тивность, сдержан­ность)
Требователь­ность к себе и другим Самовоспитание Умение признавать и исправлять ошибки
Целеустремленность Организация жизни по плану Умение преодолевать трудности на пути к цели, сосредоточен­ность
Решительность Поведение Способность ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. брать на себя ответственность
4. Эмоциональные качества
Оптимизм Самостимуляция поведения Умение видеть в людях прежде всего хорошее, верить в буду­щее и в себя
Восприимчи­вость Коммуникативные связи Способность к сопере­живанию, понимание духовного мира дру­гих людей
Человечность Все виды деятельности Самопожертвование ради людей, стремле­ние сделать добро хо­рошим людям, нена­висть к злодейству, зависти, корысти
Совестливость Отношение к себе Стыдливость, скром­ность



Каждое качество характеризуется признаками, состоит из элементов, наличие которых и позволяет судить о полноте его сформированности. Так, ве­дущее умственное качество — сообразительность — включает в себя умение предвидеть события, на­ходить их истинные причины, определять главное, применять теорию ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. на практике, а также предпо­лагает вдумчивость, находчивость, способность создавать новую информацию, делать выводы на основе фактов.

Самое важное нравственное качество — коллек­тивизм — характеризуется следующими главными признаками:

а) доминирующей ролью в сознании и поведении людей коллективных, общественных интересов;

б) умением согласовывать личное и обществен­ное в достижении социально ценных и личностно значимых целей, стремлений;

в) активным принятием требований общества и коллектива, что и выражается в поступках и действиях на пользу общества;

г) социальной активной позицией в деятельности и отношениях личности;

д) солидарностью с другими в достижении коллективных целей, товарищеской взаимопомощью;

е) определенным самопожертвованием личности в том случае ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ., если ее интересы сталкиваются с общественными;

ж) поддержкой требований коллектива.

Коллективизм придает ценность всем другим ка­чествам советских людей и потому его формирова­ние — одна из главных задач нравственного само­воспитания.

Ведущие качества в совокупности создают на­правленность личности: коллективизм придает ей общественное значение, сообразительность обеспе­чивает действенное применение сил и способностей, самостоятельность означает ориентировку в мире и в себе для достижения цели, оптимизм рождает уверенность в достижении цели, веру в будущее и себя.

Другим комплексным образованием ведущих качеств человека является активная граж­данственно зрелая жизненная пози­ция как совокупность трудолюбия, общественной активности, любознательности, решительности, вос­приимчивости. Мужество человека также ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. синтез ре­шительности, честности, объективности, требователь­ности к себе, совести. В сущности, чтобы всегда жить по совести, т. е. быть объективным, честным, требовательным к себе и другим, надо иметь Сме­лость, твердость характера, волю — все то, что потом и составляет мужество.

Важным объектом самопознания являются спо­собности человека, его талант как раз­витое проявление способностей. В самом общем плане способности — это потенциальные возмож­ности человека, которые обеспечивают ему более высокие, чем у других людей, показатели в деятель­ности при равных затратах сил и времени. Конечно, для успеха в деле мало одних способностей, нужно трудолюбие, однако только трудолюбием не ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. везде достигнешь успеха, если нет необходимых способ­ностей. К примеру, если у вас математические способности, то учебник математики вы читаете как художественную книгу, даже однообразные задачи и примеры не надоедают, очень хочется заглянуть в те страницы учебника, которые еще предстоит изучать, наконец, возникает потребность дополни­тельно заниматься математикой, читать научно-популярную литературу.

Математические способности встречаются редко, а вот способности, связанные с чувственно-эмо­циональной и двигательной сферами , гораздо чаше. Человек с такими способностями иногда учится средне, считается обычным, но когда начинает что-то делать своими руками, то все оживает: дерево, глина. У него руки «думают», как у иного голова. У кого ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.-то огромная способность различать цвета и оттенки, кто-то очень хорошо запоминает мелодию, чутко слышит и различает шумы, малейшие запахи. Насчи­тывается свыше тысячи разных задатков, которые при определенных условиях могут стать дарова­ниями, талантом. Людей абсолютно бездарных нет, каждый человек потенциально талантлив.

Способности всегда изучаются, проявляются и развиваются в деятельности, и поскольку они раз­личны, то надо испытывать себя в разнообразных видах деятельности.

Важным признаком таланта считается проявле­ние необыкновенного, длительного, устойчивого инте­реса к делу. М. Горький справедливо замечал* «Талант развивается из чувства любви к делу». У талантливых людей интерес не гаснет от неудач. А ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.. Эйнштейн вспоминал: «Я думаю и думаю меся­цами, годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». Супруги Кюри, открыв­шие радий, проделали колоссальную и однообраз­ную работу, перебрав руками тонны радиоактив­ной руды. Они в полном смысле слова нашли иголку в стоге сена. Т. Эдисон проделал 11 тысяч опытов, прежде чем создал более совершённый аккумулятор. Двести лет изучали пшеницу до Н. И. Вавилова, и двадцать лет изучал ее он. За эти двадцать лет он объездил почти весь земной шар, собрал тысячи новых растений, вывел множество новых сортов. За эти двадцать лет число известных в науке сортов пшеницы удвоилось, а ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. число разновидностей возросло вчетверо. Вклад в науку Н. И. Вавилова приравнивают к вкладу Линнея или Дарвина. Пе­речень имен можно продолжить: талант характери­зуется неутомимостью, одержимостью, колоссальным интересом, что сопрягается с неиссякаемым трудо­любием. Ищите и развивайте это в себе.

Следующий признак способностей человека — своеобразное видение мира. Дело в том, что способ­ности людей всегда связаны с нестандартным вос­приятием окружающей действительности, с особой восприимчивостью тех или иных органов чувств. Помните, у Пушкина Моцарт вспоминает о своем детстве: «Звучал орган в старинной церкви нашей: я слушал и заслушивался — слезы невольные и сладкие текли». Маленький Чайковский плакал, слушая ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. музыку, он говорил, что ему от нее больно, если она грустная, лирическая. У одаренных художников особая чувствительность к цвету. Некоторые из них различают в сумерках самые разные цвета, при днев­ном освещении они способны видеть свыше 100 от­тенков одного только черного цвета.

И наконец, еще один признак способностей — они затрагивают саму основу личности и прояв­ляются всюду: в образе жизни, индивидуальных особенностях, в направленности. Способности при­дают человеку цельность, объединяют весь его внут­ренний мир. Значит, определяя способности, надо изучить и свой собственный характер, выявить его своеобразие, все то, что делает человека личностью. Это совсем непросто, на это нужны годы. Столь ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. же важно понять и другое: человек не стоит на месте, он непрерывно изменяется. Значит, надо непрерывно изучать себя.

Важным объектом самопознания является тем­перамент. Знание человеком своего темперамен­та помогает ему предвидеть свое поведение, правильно определить линию своих действий в кон­кретных жизненных ситуациях. Темперамент — врожденное явление, обусловленное биологической организацией индивида. В его основе лежит тип нервной системы, который характеризуется силой, уравновешенностью и подвижностью нервных про­цессов, взаимодействием возбуждения и торможе­ния.

Люди с сильным и уравновешенным типом нервной системы относятся к категории сангвиников и флегматиков.

Сангвинический темперамент характеризуется силой и страстностью переживаний и довольно быс­трой их изменчивостью ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.. Сангвиник всегда деятелен, если ему интересно, если он увлечен; но, если интерес ослаб или пропал, ему скучно, он вял. Сангвиник быстро приспосабливается, забывает горечи и обиды, оптимистичен, склонен к остроумию, имеет гибкий, подвижный ум, острую наблюдательность. Но у лю­дей с данным темпераментом есть и недостатки: сангвиники легко внушаемы, нередко бравируют не­достатками, хвастливы, стремятся верховодить в дружбе и любви. Ответственное отношение к делу обнаруживают редко; не умеют работать, если не хочется.

Флегматический темперамент — сильный, спокой­ный, уравновешенный тип. Флегматик — настойчи­вый и упорный труженик, сдержанный, склонный к порядку; он солиден, в меру общителен, неболтлив. Некоторая инертность обеспечивает неторопливость и ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. основательность в работе, ответственное отношение к делу. Но в острых ситуациях обнаруживаются и недостатки такого темперамента: растерянность, неуверенность, болезненное самолюбие, при неудачах падение духа, низкая самооценка. Подчас прояв­ляются чрезмерная подозрительность, недоверие к людям. Флегматик слишком много копается в себе, упрям, долго перестраивается при переключении на новый вид деятельности.

Холерический темперамент характеризуется по­вышенной возбудимостью, а потому холерик отли­чается подвижностью, неиссякаемой энергией, быс­трой переключаемостью, мгновенной реакцией, энер­гичностью в деятельности, страстностью в работе и чувствах. Однако холерик быстро истощается, устает, циклы активности у него сменяются спадом. Для него характерны такие недостатки, как эмоцио­нальная ранимость, агрессивность при ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. перевозбуж­дении, бравада, хвастовство даже своей неисправи­мостью. Холерики ведут себя вызывающе, 'если задето их самолюбие; плохо уживаются с другими, если эгоистичны; любят положение лидера, нередко впадают в амбицию.

Меланхолик характеризуется высокой эмоцио­нальной чувствительностью, замкнутостью, ему сложно жить в силу преобладания тормозных процес­сов. Он склонен к одиночеству, подозрителен, быстро падает духом при неудачах, с большим трудом адап­тируется к новому коллективу и приноравливается к новой работе, склонен к страху, чрезмерно боязлив.

Темперамент не выбирают, с ним рождаются. Но им можно управлять. Ломоносов и Суворов были ярко выраженными холериками, а Крылов и Кутузов — флегматиками, но это ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. не помешало им стать гениями. Темперамент не мешает жизненному пути, он совершенствуется в самовоспитании, надо только в полной мере использовать его сильные стороны и преодолевать слабости. В чистом виде темпераменты встречаются редко, но у каждого че­ловека преобладают признаки того или иного темпе­рамента. Надо четко фиксировать особенности своего поведения, выделить из них типичные и в соответ­ствии с этим строить свою деятельность и само­воспитание.

Изучая себя, целесообразно делать записи в спе­циальную тетрадь, затем на ее основе составить следующую самохарактеристику:

1. Цель жизни и ее девиз. Мои идеалы, цен­ностные ориентации (что нравится, что люблю, что ненавижу ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ., к чему стремлюсь, чего хочу достигнуть к 20, 30 годам и в конце жизни). Мои жизненные планы.

2. Мои возможности и способности. Что делаю успешно, что умею, что могу выполнить качественно, к чему испытываю склонность, в каких видах дея­тельности проявляются мои способности, какими умениями и навыками уже овладел, что знаю, что намерен узнать, чему хочется научиться.

3. Характеристика моего ума и памяти, усидчи­вости и отношения к учению. Какой материал за­поминается хорошо, какой плохо, как лучше учить уроки с учетом типа памяти и особенностей ума. Степень сообразительности и любознательности.

4. Мои отношения с окружающими, кто меня уважает и за что, кто не любит ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ. и почему, в какой мере умею владеть собой в сложных ситуациях, при конфликте; отношения с родителями и педаго­гами, где и почему чаще всего возникает непо­нимание; культура поведения, тактичность, вежли­вость.

5. Умение управлять собой: самодисциплина, самоконтроль, самообладание, решительность, Само­стоятельность. Отношение к себе: самокритичность, требовательность.

6. Мои отрицательные качества и недостатки, в чем они проявляются, какой вред наносят, что я делаю, чтобы от них избавиться.

7. Темперамент, где он помогает и в чем ме­тает.

Самохарактеристика необходима для составления плана работы над собой.


documentaaswxif.html
documentaasxesn.html
documentaasxmcv.html
documentaasxtnd.html
documentaasyaxl.html
Документ ЧТО СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ В СВОЕМ ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.